S5 University - шаблон joomla Joomla
версия сайта
для слабовидящих

Работа с одаренными детьми

         

Работа психолога с одаренными детьми

             В настоящее время очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Обращение Президента РФ к Федеральному собранию 5 ноября 2008 года является сегодня основополагающим в сфере образования по отношению к одаренным детям: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Перед современным учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

           Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему для этой категории детей предпочтительны такие методы работы как:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный;

Формы работы:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры;

-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

В образовательной практике встречаются преимущественно четыре категории одаренных детей:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей, чаще всего, называют талантливыми.

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Академическая одаренность - "умение блестяще усваивать, то есть учиться". При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический вид одаренности имеет свои подвиды: есть учащиеся с широкой способностью к обучению - они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (к точным или, например, гуманитарным наукам).

Разница между интеллектуально и академически одаренными детьми заключается в том, что интеллектуалы обязательно самостоятельны в мышлении - критичны, обладают потребностью в понимании и осмыслении мира, способностью самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения. Академическая одаренность более адаптивна, их интеллект служит им для приспособления и соответствия требованиям среды. Для академической одаренности значимы интеллектуальные способности, мотивация, креативность.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

-высокая продуктивность мышления;

-легкость ассоциирования;

-способность к прогнозированию;

-высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель должен работать над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:

-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллигентным, нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

-иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. У одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:

- психологическая диагностика;

- психологическая профилактика;

- психологическое консультирование;

- психологическое просвещение;

- психологическое здоровье;

- психологическое сопровождение одаренных детей.

Одна из задач психолога - осуществлять психологическую диагностику одаренных детей. Многие одаренные дети не готовы встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами. Это порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Психологическая диагностика - это углублённое изучение особенностей развития детей на протяжении всего периода обучения. Главная цель психодиагностики – оказать помощь ребенку в трудной ситуации, снять психологическое напряжение, принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы и здоровья в целом. Психологическая диагностика решает следующие задачи:

- составление психологического портрета одаренного ребенка;

- выбор методов и приемов для осуществления работы с одаренными детьми;

- разработка средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с их особенностями.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса на диагностику от педагогов, родителей и других лиц образовательного процесса. Психолог   формулирует психологические проблемы, выбирает метод диагностики и исследования Диагностика проходит в два этапа: первый - диагностика по выявлению одаренных учащихся, второй - изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам. На первом этапе диагностики я использую в работе следующие методики:

- тест «Школьная мотивация» Н.Г Лускановой. (доминирующая мотивация личности);

- для диагностики креативности тест Торренса - задание «Закончи рисунок»;

- тесты интеллекта Равенна (невербального),

На втором этапе диагностики определяю, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. С этой целью использую следующие методики: - тесты интеллекта ТУР (вербального);

- предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климова;

- методика «Профиль» (Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной);

- опросник типа мышления.

Заключительным этапом работы психолога можно считать разработку практических рекомендаций для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми.

Следующее направление – работа по психологической профилактике, которая направлена на формирование у педагогов, детей и родителей общей психологической культуры. Этот вид деятельности позволяет использовать психологические знания в обучении и воспитании одаренных детей. Кроме того, создаются условия для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и обеспечивается своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Важная задача психолога – это профилактика стрессовых ситуаций у детей. У одаренных детей стрессы могут вызывать ситуации нехватки времени, перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить. Это могут быть и эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для ребенка уровень эмоций, противоречия между несовместимыми мыслями.

Психологическая профилактика строится психологом на основе своих знаний и опыта, он проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с одаренными отдельными детьми, так и с их учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Психологу необходимо начинать психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, т.е. предупреждать сложности как возможные.

Третье направление – это психологическое консультирование. Одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно учителя, родители и другие участники образовательного процесса и обращаются к психологам. Кроме того, и сам ребенок нуждается в консультации по своим еще детским, но уже сложным проблемам. Консультации для детей направлены на формирование адекватной самооценки. Основными направлениями консультативной работы являются:

- проблемы одаренного ребенка в семье;

- проблемы и взаимоотношения с учителями;

- отношения со сверстниками и с самим собой.

Особое место в работе с одаренными детьми занимают консультации с их родителями. Поскольку одаренный ребенок всегда требует к себе неординарного подхода, на консультациях с родителями, как правило, вначале выясняются причины конфликта, затем путь к взаимопониманию и выработке конструктивных способов взаимодействия родителей со своими детьми.

Психологическое просвещение направлено на приобщение одаренных детей и взрослых к психологическим знаниям. Просветительская деятельность осуществляю в разной форме: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, стендовая информация и другие формы. Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи одаренному ребенку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Психологические знания особенно необходимы педагогам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно общаются с одаренными детьми и их родителями.

К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя отслеживание загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной «Я-концепции» как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка. В качестве главных критериев психологического здоровья одаренных детей, над которыми должен работать психолог, можно назвать следующие:

-формирование позитивного самоощущения, позитивного эмоционального настроения, позитивного восприятия окружающего мира;

- развитие высокого уровня рефлексии;

- желание   улучшать качество основных видов деятельности;

- успешное прохождение возрастных кризисов.

Психологическое сопровождение одаренных детей представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности психолога и образовательного учреждения по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих: выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

- педагогическим коллективом определены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

- в   образовательном учреждении обеспечиваются необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Психологическое сопровождение одаренных детей может осуществляться психологом в ходе индивидуальной работы с талантливым или одарённым учеником, в ходе групповой работы с талантливыми и одаренными школьниками (групповые тренинги, групповые консультации), в работе со всем классом (классные часы, уроки психологии), где можно отследить межличностные отношения одаренных учеников с другими детьми.

В заключение следует отметить, что сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы образования. Забота психолога о психологическом здоровье одаренных детей предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким использованием психологических знаний в процессе обучения и воспитания одарённых детей.

Copyright © 2019. МБОУ СОШУИП №3. Designed by Shape5.com Joomla Templates