S5 University - шаблон joomla Joomla
версия сайта
для слабовидящих

Диагностическая работа

       

Диагностическая работа

Диагностическая работа – одно из наиболее распространенных и разработанных направлений деятельности психолога в начальной школе. Именно это направление дало начало практической деятельности психологов системы образования.

Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

♦ составление социально-психологического портрета школьника;

♦ определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

♦ выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

1.      Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели – так называемое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей начальной школы.

2.      Углубленное психодиагностическое обследование – используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

3.      Оперативное психодиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

1.      Общая ориентация детей в окружающем мире.

2.      Отношение ребенка к обучению в школе.

3.      Внимание.

4.      Память.

5.      Мышление.

6.      Речь.

7.      Художественно-изобразительные способности.

8.      Трудовые умения и навыки.

9.      Мотивация достижения успехов.

10.    Личностные качества.

11.    Межличностные отношения.

Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.

Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, – познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребенка, для всех имеются специальные методики.

Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса методик подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мышления и речи ребенка, а также его мотивация учения, достижения успехов и некоторые базисные личностные черты, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.

Поскольку в психологии при оценивании каждого познавательного процесса можно получить много различных показателей, то при создании данного комплекса методик, как и предыдущего, стояла задача отбора минимума. Были отобраны, во-первых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вторых, те, которые сами могут развиваться под влиянием обучения и воспитания, т. е. служить показателями уровня психологического развития ребенка. Это касается, например, оценки внимания, памяти; мышления, воображения, речи, мотивации достижения успехов.

Темперамент (автор А. Белов)

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника. Данная методика позволяет составить индивидуальные рекомендации для учащихся, необходимые во время учебного процесса.

Методика Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Так же используется при профориентации подростков и взрослых и при формировании профильных классов.

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Анкета «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой

Цель: Скрининговая оценка уровня школьной мотивации учащихся и дифференциация детей по уровню школьной мотивации

Методика «Отношение к предметам»

В средней и старшей школе, когда отношение к учебным предметам дифференцируется, начинают осознаваться при¬чины избирательного отношения к ним, целесообразно сопо¬ставлять информацию об общей направленности учебной мотивации в классе с результатами анкетирования.

Очень информативный вариант подобной анкеты предложен Л. Балабкиной (2000) в рамках целостной программы подготовки к психолого-педагогическому консилиуму, посвященному проблеме учебной мотивации. Данная анкета, позволяет выявить отношение учащихся к каждому преподаваемому им предмету.

«Психологический климат класса» (модификация методики О.С. Михайлюка и А.Ю. Шалыто)

"Экспресс-методика" (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто), (вопросы можно модифицировать под возраст) по изучению психологического климата в коллективе позволяет выявить отношения каждого ученика к классу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в классе.

       Тестирование Тулуз-Пьерона подразумевает исследование таких показателей внимания, как:

  • концентрация;
  • устойчивость;
  • распределение;
  • переключение.

Кроме этого, на основе анализа полученных результатов можно выявить:

  • нарушения внимания, носящие нейрофизиологический характер;
  • скорость психических реакций ребёнка;
  • общие характеристики работоспособности (врабатываемость, утомляемость, устойчивость, периодичность отвлечений и перепады скорости выполнения поставленных задач).

Copyright © 2018. МБОУ СОШУИП №3. Designed by Shape5.com Joomla Templates