версия сайта
для слабовидящих
 prof     

Профилактическая работа в школе

 Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШУИП №3 осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ.  В соответствии с ФЗ социально-психологическая служба МБОУ СОШУИП №3: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.

       p1

  В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений, учащихся в школе организуется внутришкольный контроль школьников и семей, находящихся в социально-опасном положении. Постановка на внутришкольный контроль носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы. 
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях школьного методического объединения классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях. 

 p2

   Педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи «группы риска», организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутришкольном контроле.

Цели профилактической работы:

  • защита жизни и здоровья детей;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

Задачи профилактической работы:

  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей обучающихся;
  • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами г. Лабытнанги по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных обучающихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и не только.

 Принципы деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

  • законности;
  • демократизма;
  • гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
  • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
  • комплексности;
  • дифференцированности;
  • многоаспектности;
  • последовательности;
  • ценностный подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

 Формы работы:

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:

  • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • рейды по неблагополучным семьям;
  • деятельность Совета профилактики школы;
  • организация родительского лектория;
  • индивидуальные беседы с обучающимися, родителями;
  • работа с документами;
  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • работа по профориентации;
  • семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
  • родительские собрания общешкольные, собрания с участием членов КДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
  • осуществление патронажного наблюдения;
  • организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
  • организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ   ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ФОРМИРОВАНИЮ
ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

Основные направления

Задачи

Формы работы

Документы

1. Выявление, учет, изучение

Выявление несовершеннолетних «группы риска».

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.

Изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий.

Изучение особенностей развития личности учащихся «группы риска».

Уточнение списков детей микрорайона 7–17 лет. Индивидуальные беседы с учащимися, родителями.

Анкетирование.

Посещение семей.

Работа с документами.

Социальные паспорта классов.

Социальный портрет школы.

Списки учащихся и семей, поставленных на ВШК. Карты сопровождения учащихся, семей.

Акты посещения семей учащихся.

2.

Контроль, коррекция,
защита

Осуществление ВШК за учащимися «группы риска» и семьями, находящимися в СОП.

Оказание правовой, социальной, психоло - педагогической помощи учащимся, защита их законных прав и интересов.

Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Индивидуальная работа с учащимися «группы риска»

Патронаж семей, находящихся в СОП

Совместная работа с ПДН, КДН и др.

Организация работы Совета профилактики правонарушений.

Ведение карт сопровождения учащихся, семей, состоящих на ВШК.

Составление и реализация плана совместной работы с ПДН и КДН.

Составление и реализация плана работы Совета профилактики правонарушений.

Ведение протоколов заседаний Совета профилактики правонарушений.

Акты посещений семей учащихся, характеризующие материалы, представления и др.

МБОУ СОШУИП №3 to school
готовит детей к школе

На протяжении многих лет перед начальной школой стояла проблема преемственности с дошкольными образовательными учреждениями. С целью решения данной проблемы в 2000 году на базе нашей школы была открыта «Школа подготовки к 1 классу». Разработано «Положение о Школе подготовки», рабочая программа «Почемучка», которая включает предметы: развитие речи, математика, окружающий мир.        

Цель подготовительных классов – помочь шестилетним детям в адаптации к учебному процессу, к школе, к школьным программам, осознать необходимость нового вида деятельности; выявить особенности психического и интеллектуального развития; оказать консультативную помощь родителям в решении проблем на первом этапе обучения.

Основанием для рассмотрения вопроса о приеме ребенка в «Школу подготовки к 1 классу» является заявление родителей. Обязательное условие – желание родителей обучать своего ребенка в дальнейшем в 1-ом классе МБОУ СОШУИП №3.

Занятия с детьми начинаются с 12 октября 2019 года и закончатся  в последнюю субботу апреля. Занятия проводятся в субботние дни. В расписание включены  три урока: развитие речи, математика, окружающий мир. Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут, продолжительность каждой перемены – 10 минут.

Занятия проводит педагог, который непосредственно будет обучать данный класс на первой ступени образования в течение четырех лет.

Содержание подготовительного образования направлено на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательной мотивации и мотиваций учения.

Занятия по развитию речи предполагают развитие способностей понимать произносимые тексты, умение формировать и формулировать свои мысли, рассуждать, т.е. готовит ребенка к понятийному мышлению.

Занятия по математике предполагают работу по формированию логического и системного мышления, способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентируют подготовку дошкольников на развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

Содержание образования по курсу «Окружающий мир» позволяет детям усвоить нормы общественного поведения, осознать ощущение благополучия своей жизни в классе, выработать чувство защищенности.

Работа над универсальными учебными действиями направлена на формирование у дошкольников следующих качеств: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения, умение включатся в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

     В процессе  обучения  учитель  дает  родителям  рекомендации  по коррекции учебных навыков.

Сегодня «Школа подготовки» - это отлаженный, четко работающий механизм, о работе которого знают все родители будущих первоклассников. Итогом работы «Школы подготовки» является 100%-ое поступление дошкольников в первый класс нашей школы.

С 01 октября 2019 года начинается прием заявлений родителей будущих первоклассников,  желающих обучаться в МБОУ СОШУИП №3 в 2019-2020 учебном году. 

IMG 1527 IMG 1544 IMG 1556 IMG 1576

Материалы для ознакомления:

Программа дополнительного образования "Почемучка" downl
     Положение о "Школе подготовки к 1 классу"                   downl
     Договор об оказании платной услуги                                 downl
     Документ об утверждении стоимости услуги                   downl 
     П
лан работы "Школы подготовки к 1 классу"                  downl
     Расписание уроков и звонков                                             downl
     Советы родителям                                                               downl


В добрый путь, дорогие друзья!

kids

       

Диагностическая работа

Диагностическая работа – одно из наиболее распространенных и разработанных направлений деятельности психолога в начальной школе. Именно это направление дало начало практической деятельности психологов системы образования.

Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

♦ составление социально-психологического портрета школьника;

♦ определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

♦ выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

1.      Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели – так называемое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей начальной школы.

2.      Углубленное психодиагностическое обследование – используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

3.      Оперативное психодиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

1.      Общая ориентация детей в окружающем мире.

2.      Отношение ребенка к обучению в школе.

3.      Внимание.

4.      Память.

5.      Мышление.

6.      Речь.

7.      Художественно-изобразительные способности.

8.      Трудовые умения и навыки.

9.      Мотивация достижения успехов.

10.    Личностные качества.

11.    Межличностные отношения.

Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.

Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, – познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребенка, для всех имеются специальные методики.

Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса методик подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мышления и речи ребенка, а также его мотивация учения, достижения успехов и некоторые базисные личностные черты, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.

Поскольку в психологии при оценивании каждого познавательного процесса можно получить много различных показателей, то при создании данного комплекса методик, как и предыдущего, стояла задача отбора минимума. Были отобраны, во-первых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вторых, те, которые сами могут развиваться под влиянием обучения и воспитания, т. е. служить показателями уровня психологического развития ребенка. Это касается, например, оценки внимания, памяти; мышления, воображения, речи, мотивации достижения успехов.

Темперамент (автор А. Белов)

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника. Данная методика позволяет составить индивидуальные рекомендации для учащихся, необходимые во время учебного процесса.

Методика Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Так же используется при профориентации подростков и взрослых и при формировании профильных классов.

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Анкета «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой

Цель: Скрининговая оценка уровня школьной мотивации учащихся и дифференциация детей по уровню школьной мотивации

Методика «Отношение к предметам»

В средней и старшей школе, когда отношение к учебным предметам дифференцируется, начинают осознаваться при¬чины избирательного отношения к ним, целесообразно сопо¬ставлять информацию об общей направленности учебной мотивации в классе с результатами анкетирования.

Очень информативный вариант подобной анкеты предложен Л. Балабкиной (2000) в рамках целостной программы подготовки к психолого-педагогическому консилиуму, посвященному проблеме учебной мотивации. Данная анкета, позволяет выявить отношение учащихся к каждому преподаваемому им предмету.

«Психологический климат класса» (модификация методики О.С. Михайлюка и А.Ю. Шалыто)

"Экспресс-методика" (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто), (вопросы можно модифицировать под возраст) по изучению психологического климата в коллективе позволяет выявить отношения каждого ученика к классу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в классе.

       Тестирование Тулуз-Пьерона подразумевает исследование таких показателей внимания, как:

  • концентрация;
  • устойчивость;
  • распределение;
  • переключение.

Кроме этого, на основе анализа полученных результатов можно выявить:

  • нарушения внимания, носящие нейрофизиологический характер;
  • скорость психических реакций ребёнка;
  • общие характеристики работоспособности (врабатываемость, утомляемость, устойчивость, периодичность отвлечений и перепады скорости выполнения поставленных задач).

Локальные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся 

  large 

     В данном разделе размещаются локальные нормативные акты, которые принимает школа в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном её уставом, в области информационной безопасности. 
   В школе приняты локальные нормативные акты по основным разделам информационной безопасности: документы, регламентирующие сбор, хранение и обработку персональных данных, функционирование официального сайта общеобразовательной организации, организацию работы по обеспечению информационной безопасности.  

 

Документы, регламентирующие ведение сайта

7   Положение об официальном Интернет-сайте муниципального бюджетного
  общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная
         школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов"

9   Приказ  от 31.08.2015 г. № 158-1 о/д "Об официальном Интернет-сайте 
   МОУ СОШУИП №3"

11   Приказ от 30.08.2015 г. № 112 о/д "О внесении изменений в приказ
   от 
31.08.2015 г. № 158-1 о/д "Об официальном Интернет-сайте 
          МОУ СОШУИП №3"

10   Инструкция по работе в сети Интернет в МБОУ СОШУИП №3


         

Работа психолога с одаренными детьми

             В настоящее время очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Обращение Президента РФ к Федеральному собранию 5 ноября 2008 года является сегодня основополагающим в сфере образования по отношению к одаренным детям: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Перед современным учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

           Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему для этой категории детей предпочтительны такие методы работы как:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный;

Формы работы:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры;

-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

В образовательной практике встречаются преимущественно четыре категории одаренных детей:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей, чаще всего, называют талантливыми.

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Академическая одаренность - "умение блестяще усваивать, то есть учиться". При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический вид одаренности имеет свои подвиды: есть учащиеся с широкой способностью к обучению - они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (к точным или, например, гуманитарным наукам).

Разница между интеллектуально и академически одаренными детьми заключается в том, что интеллектуалы обязательно самостоятельны в мышлении - критичны, обладают потребностью в понимании и осмыслении мира, способностью самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения. Академическая одаренность более адаптивна, их интеллект служит им для приспособления и соответствия требованиям среды. Для академической одаренности значимы интеллектуальные способности, мотивация, креативность.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

-высокая продуктивность мышления;

-легкость ассоциирования;

-способность к прогнозированию;

-высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель должен работать над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:

-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллигентным, нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

-иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. У одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:

- психологическая диагностика;

- психологическая профилактика;

- психологическое консультирование;

- психологическое просвещение;

- психологическое здоровье;

- психологическое сопровождение одаренных детей.

Одна из задач психолога - осуществлять психологическую диагностику одаренных детей. Многие одаренные дети не готовы встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами. Это порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Психологическая диагностика - это углублённое изучение особенностей развития детей на протяжении всего периода обучения. Главная цель психодиагностики – оказать помощь ребенку в трудной ситуации, снять психологическое напряжение, принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы и здоровья в целом. Психологическая диагностика решает следующие задачи:

- составление психологического портрета одаренного ребенка;

- выбор методов и приемов для осуществления работы с одаренными детьми;

- разработка средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с их особенностями.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса на диагностику от педагогов, родителей и других лиц образовательного процесса. Психолог   формулирует психологические проблемы, выбирает метод диагностики и исследования Диагностика проходит в два этапа: первый - диагностика по выявлению одаренных учащихся, второй - изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам. На первом этапе диагностики я использую в работе следующие методики:

- тест «Школьная мотивация» Н.Г Лускановой. (доминирующая мотивация личности);

- для диагностики креативности тест Торренса - задание «Закончи рисунок»;

- тесты интеллекта Равенна (невербального),

На втором этапе диагностики определяю, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. С этой целью использую следующие методики: - тесты интеллекта ТУР (вербального);

- предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климова;

- методика «Профиль» (Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной);

- опросник типа мышления.

Заключительным этапом работы психолога можно считать разработку практических рекомендаций для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми.

Следующее направление – работа по психологической профилактике, которая направлена на формирование у педагогов, детей и родителей общей психологической культуры. Этот вид деятельности позволяет использовать психологические знания в обучении и воспитании одаренных детей. Кроме того, создаются условия для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и обеспечивается своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Важная задача психолога – это профилактика стрессовых ситуаций у детей. У одаренных детей стрессы могут вызывать ситуации нехватки времени, перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить. Это могут быть и эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для ребенка уровень эмоций, противоречия между несовместимыми мыслями.

Психологическая профилактика строится психологом на основе своих знаний и опыта, он проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с одаренными отдельными детьми, так и с их учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Психологу необходимо начинать психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, т.е. предупреждать сложности как возможные.

Третье направление – это психологическое консультирование. Одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно учителя, родители и другие участники образовательного процесса и обращаются к психологам. Кроме того, и сам ребенок нуждается в консультации по своим еще детским, но уже сложным проблемам. Консультации для детей направлены на формирование адекватной самооценки. Основными направлениями консультативной работы являются:

- проблемы одаренного ребенка в семье;

- проблемы и взаимоотношения с учителями;

- отношения со сверстниками и с самим собой.

Особое место в работе с одаренными детьми занимают консультации с их родителями. Поскольку одаренный ребенок всегда требует к себе неординарного подхода, на консультациях с родителями, как правило, вначале выясняются причины конфликта, затем путь к взаимопониманию и выработке конструктивных способов взаимодействия родителей со своими детьми.

Психологическое просвещение направлено на приобщение одаренных детей и взрослых к психологическим знаниям. Просветительская деятельность осуществляю в разной форме: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, стендовая информация и другие формы. Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи одаренному ребенку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Психологические знания особенно необходимы педагогам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно общаются с одаренными детьми и их родителями.

К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя отслеживание загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной «Я-концепции» как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка. В качестве главных критериев психологического здоровья одаренных детей, над которыми должен работать психолог, можно назвать следующие:

-формирование позитивного самоощущения, позитивного эмоционального настроения, позитивного восприятия окружающего мира;

- развитие высокого уровня рефлексии;

- желание   улучшать качество основных видов деятельности;

- успешное прохождение возрастных кризисов.

Психологическое сопровождение одаренных детей представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности психолога и образовательного учреждения по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих: выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

- педагогическим коллективом определены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

- в   образовательном учреждении обеспечиваются необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Психологическое сопровождение одаренных детей может осуществляться психологом в ходе индивидуальной работы с талантливым или одарённым учеником, в ходе групповой работы с талантливыми и одаренными школьниками (групповые тренинги, групповые консультации), в работе со всем классом (классные часы, уроки психологии), где можно отследить межличностные отношения одаренных учеников с другими детьми.

В заключение следует отметить, что сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы образования. Забота психолога о психологическом здоровье одаренных детей предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким использованием психологических знаний в процессе обучения и воспитания одарённых детей.

Copyright © 2020. МБОУ СОШУИП №3. Designed by Shape5.com Joomla Templates